Влад Хитров 04.11.2014

В определенный момент времени перед каждым предприятием встает вопрос об автоматизации деятельности. Ручное или полуавтоматическое производство кажутся узким местом, а автоматизация - спасением, которое неминуемо приведет к росту прибыли. Однако, моя практика и опыт многих моих коллег подсказывает, что это не всегда так, точнее почти всегда не так. Итак, на что стоит обратить внимание перед тем, как подписывать контракт на разработку новых технологических схем, поставку и установку нового оборудования:

Ручной труд дешевле

Особенно, если считать итоговую цену с учетом рисков неудачных проектов. Существенные вложения в оборудование при запуске новых брендов или продуктов, особенно на новом для компании рынке, нежелательны. Вероятность успеха такой стратегии составляет на более 5-10%. Поэтому лучше протестировать рынок, потеряв часть запланированной рентабельности (все равно она "бумажная"!) и производительности, и отдать производство товара в первые периоды жизни нового продукта на аутсорсинг. Второй вариант - производить продукцию в режиме полуавтоматической сборки или ручного труда. Этот вариант рассматривал я лично, когда планировал открыть пиццерию в формате фастфуда. Мощные прессы для производства основы (теста) для пиццы стоят довольно дорого. Проще на первом этапе обучить сотрудника раскатывать тесто вручную (это еще и красиво).  В случае неуспеха проекта сотрудников переориентировать гораздо проще, чем перенастроить или продать оборудование.
Да и без учета рисков неудачи проектов в большинстве случаев дешевле применять проверенные ручные технологии. Крем для обуви Salton и спреи от комаров Gardex производятся на ручном или максимум полуавтоматическом оборудовании. Все мои попытки сэкономить, применив автоматические линии по фасовке не увенчались успехом. Выходило дороже и медленнее.

Ручной труд адаптивнее

Если сейчас ваши рынки растут, то завтра рост может смениться падением. Современные рынки отличаются быстрыми темпами изменений и короткими жизненными циклами товаров. Новое оборудование стоит дорого, и ваша компания, возможно, просто не успеет его окупить, если спрос сместится в пользу, например, товаров-заменителей.

Немногие из нас помнят автомобиль Volga Siber, который должен был заменить хорошо знакомую всем нам советскую Волгу. Менеджеры предприятия решили, что разрабатывать собственную модель - дорого, и купили платформу автомобиля вместе со сборочной линией у компании Chrysler. Главный просчет, безусловно, был в том, что модель была устаревшая, да еще получилась и недешевой. Покупатель ее не оценил. Это типичная ошибка маркетологов. Но ее цена была бы гораздо меньше, если бы не покупка полностью автоматизированной (!) производственной линии, стоимость которой вместе с переналадкой (которая заняла почти год!) составила несколько сотен миллионов долларов. Гораздо правильнее и дешевле было бы на начальном этапе для тестирования рынка собирать авто вручную из машинокомплектов или вообще заказать производство по контракту.

В то время, как нерентабельные компании типа Zappos покупают роботизированные линии по хранению и обработке заказов за 50 млн долларов, Toyota упорно продолжает использовать в основном ручной труд на своих складских комплексах. Ширина товарной номенклатуры на крупном складе Toyota составляет несколько сотен тысяч единиц, что близко к цифрам Zappos. Однако же после многочисленных тестов самая прибыльная автомобильная компания в мире отказалась от автоматизированных систем. Причина - роботы не адаптивны, дороги и медленны.

Ручной труд качественнее

Если одна из основных целей - увеличение качества продукции, то часто она решается методом автоматизации производства. Логично вроде бы - меньше людей, меньше человеческого фактора. Но на практике, как бы это не звучало парадоксально, применение современных технологий часто ведет к проблемам в качестве.

В качестве отличного примера возьмем китайскую компанию Foxconn, которая является крупнейшим OEM-производителем электроники в мире. На предприятиях компании в 2011 году работали более 1,2 млн человек и всего 10.000 роботов. И ежегодно они выпускают только для компании Apple около двух сотен миллионов единиц продукции. Столкнувшись с проблемой качества (все помнят скандалы со слезающей краской с пятого айфона), генеральный директор Foxconn Терри Гоу заявил, что к 2014 году большинство рабочих мест будет заменено роботами. 2014 год подошел к концу, а как же там роботы, господин Гоу? Вот, что теперь говорят в компании "На сегодня причина того, почему Foxconn не полностью автоматизирована, одна: роботы не могут состязаться в ловкости рук с людьми (пока) и им не хватает мозгов, чтобы оценивать качество продукции на сборочной линии. Чтобы справиться со спросом на последний iPhone, компании пришлось снова нанимать 100 000 работников. Не роботов. В дальнейшем, как сообщили представители Foxconn, роботы будут только помогать людям, а не заменят их." Что и требовалось доказать.

В 2010 году я побывал на немецкой фабрике крупнейшего производителя презервативов в Европе - Sico. Я был немало удивлен тем, как тестируются готовые продукты :-) Нет, никакой двусмысленности. Их проверяют ... просто ВРУЧНУЮ одевая на металлическую болванку и надувая компрессором до стандартного размера. Не лопнул - годен. Говорят, что электронная (точнее электрическая) проверка не достаточно надежна!

Возвращаясь к примеру Volga Siber, хочу отметить, что генеральный директор ГАЗ говорил о том, как важно избавиться от брака и поэтому нужна была автоматизированная линия. Ручного труда на конвейере теперь всего 15%. Стоит ли говорить, что проблема качества решается не работой робота, а культурой производства, ведь наладку оборудования осуществляет тот же человек... В итоге и проблема качества не была решена, и автомобиль не пошел, и 200 млн долл. пришлось списать...

В заключении предлагаю посмотреть классный пример того, почему ручной труд дешевле, быстрее и качественнее. Во время поездки в Лондон в этом году я был удивлен тем, как в Англии делают дорожную разметку. Все мы видим безумно дорогую технику на московских улицах, которая перекрывает пару рядов движения, создает пробки, да и просто дорого обходится. Смотрите, как решают проблему разметки англичане (а дороги у них ой как хороши!):


Конечно, высказанное выше мнение не абсолютно. Есть процессы, которые дорастают до необходимости полной автоматизации. Фасовать популярное пиво в бутылки или ходовые таблетки в блистерные упаковки дешевле на автоматизированных линиях. Но к этому уровню надо прийти. Вручную :-)