Влад Хитров 30.10.2014

Базовым способом борьбы с опозданиями сотрудников является Трудовой Кодекс РФ, который дает работодателю право уволить сотрудника после третьего нарушения дисциплины, отмеченного формальным способом. Однако полагаться только на этот инструмент не стоит. Как минимум необходимо дополнить его доказавшими свою эффективность во многих компаниях способами. Вот, что я и мои коллеги-предприниматели применяли в своей практике:

Культивируйте уважение к порядку в компании

Взгляните на свой офис, склад, производство отстраненно. Чисто ли на рабочих местах и в местах общего пользования? Порядок ли на рабочих столах сотрудников? Берегут ли ваши коллеги рабочую технику, оборудование, экономят ли бумагу? Если нет, то проблему с опозданиями вы не решите. Опоздания - это лишь часть культуры эффективности на предприятии. Акцентируйте внимание на производственном и офисном порядке, качественном труде при каждой возможности, а еще лучше создайте свой внутренний кодекс правил (привлекайте к процессу сотрудников!). Дайте коллегам понять, что ваша компания доносит ценность до своих клиентов и это невозможно сделать эффективно, если каждый не будет следить за качеством процесса.

Пример из практики... Многие россияне не жалуют автомобили Лада. Проблема с качеством решается уж очень медленно. Над ней бьются уже не первое десятилетие. Интересно, что первое, что сделал новый глава компании Бу Андерсон, когда возглавил Волжский автозавод, - приказал заняться чистотой в уборных. Казалось бы, как это связано с качеством автомобилей и эффективностью? Но связь прямая. Пока не будет порядка, не будет производственной культуры, а, значит, не будет и качественных автомобилей и прибыли у компании. Бу можно верить. Он поднял прибыльность Горьковского автозавода до небывалых высот всего за несколько лет перед приходом на ВАЗ. Начинал с тех же туалетов :-)

Подавайте личный пример

Рыба тухнет с головы. Порядок начинается с руководителя. Если начальник позволяет себе опаздывать, то это приведет к опозданиям подчиненных или к демотивации, если сотрудников наказывают за опоздания. Будьте вовремя и приучайте этим к порядку остальных.

Сделайте гибкие графики для части персонала

У разных людей разные биоритмы и, соответственно, эффективность в разное время дня. Кроме того, разным людям нужно разное время для того, чтобы доехать до офиса. Кому-то приехать в офис к 8 или 9 часам утра просто невозможно без риска опоздания. У других наоборот задача прийти раньше и покинуть работу раньше по семейным причинам. Проанализируйте загрузку персонала в разные часы и найдите возможность организовать несколько групп по времени прихода на работу. Это увеличит продуктивность, снизит количество опозданий и поднимет уровень мотивации и доверия у сотрудников. 

Тот же принцип можно применить к сотрудникам разных отделов. Творческие люди к 8 часам в офис просто не придут, а вот строители по всей стране начинают работать в 8 и предпочитают закончить пораньше.

Введите систему автоматизированного учета времени работы сотрудников

Излишняя либеральность может сыграть с вами злую шутку. Если вы установили гибкие графики, договорились о правилах и зафиксировали их, то следите за соблюдением этих правил. В этом помогут турникеты и персональные карты. Даже если вы не будете с фанатизмом анализировать рабочее время подчиненных, то уже один факт наличия системы автоматического учета входа-выхода из офиса поможет поднять уровень дисциплины. Ну и всегда неплохо иметь козырь в рукаве по отношению к безответственному подчиненному...

Выдавайте премию за отсутствие опозданий

Этот прием лучше работает для линейного персонала. Для топ-менеджеров это не будет мотиватором. Если у вас есть вышеупомянутая система учета рабочего времени, то объявите всему персоналу нижних грейдов, что при отсутствии опозданий в течение полугода, они получат дополнительный бонус в размере, например, 5.000-10.000 рублей. Несмотря на небольшой размер бонуса, абсолютное большинство сотрудников будет приходить раньше необходимого. Я был участником такого эксперимента в топовом магазине компании Reebok в Санкт-Петербурге в конце 90-х годов. Премию пришлось выдать 90% всех продавцов! Правда размер ее тогда был всего 100 долларов.

Штрафуйте

Если не работает пряник, то надо помочь кнутом. Для персонала нижнего уровня штраф - серьезный аргумент быть вовремя. Только найдите возможность сделать все официально. А с топ-менеджерами надо договориться, что если кто-то опаздывает к намеченному совещанию, то он выплачивает штраф группе ожидающих.  Сумма должна быть достаточно существенной, чтобы менеджер усвоил урок. Причем чем более неразумно будут в итоге потрачены деньги из "штрафного фонда" топ-менеджеров, тем больше будет мотивация эту сумму не потерять. Направив штрафные деньги в пользу какого-нибудь детского фонда, вы создадите ощущение пусть и минимальной, но все же полезности опоздания и штрафа. Потратьте эти деньги на корпоративный поход в боулинг!

Есть и другие способы борьбы с опозданиями, которые я встречал в своей работе. Например, в одной компании опоздавшим на совещание громко аплодируют успевшие вовремя. Но это закрепляет негативные ассоциации с точки зрения отношений между людьми, создает чувство вины. Нет ничего хуже публичного осуждения и часто это негативно влияет на работу. Применяйте конструктивные методы и будьте эффективными!